Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Доронина Татьяна Васильевна 

Доронина
Татьяна Васильевна

12.09.1933 - 

Народная артистка СССР (1981),
художественный руководитель
Московского художественного
академического театра имени М. Горького,
лауреат Международного кинофестиваля

Родилась 12 сентября 1933 года в Ленинграде. Отец — Доронин Василий Иванович. Мать — Доронина Анна Ивановна.

В крохотном ярославском городке Данилове, откуда пошел род Дорониных, эта фамилия одна из самых распространенных, и хоть Татьяна Васильевна и родилась в Ленинграде, она часто приезжает в Данилов — здесь корни ее предков, ее военное детство.

После войны Татьяна продолжила учебу в ленинградской школе, и уже тогда в ней проснулась необъяснимая, неодолимая любовь к театру. Она принимала активное участие в самодеятельности, часто выступала в платьице из марли перед рабочими в клубе, покоряя слушателей далеко не детским чтением, природным чутьем объемности звучащего слова. И уже тогда выделялась необыкновенной славянской красотой.

Творческая биография актрисы началась в 1949 году — в 8-м классе она тайно от родителей поехала в Москву поступать в Школу-студию МХАТ. Ее уже собирались зачислить, но, выяснив реальный возраст, отправили доучиваться. Получив аттестат, упорная Доронина поступила. во все театральные училища столицы! Но выбрала все ту же Школу-студию МХАТ. На одном курсе с Дорониной учились Евстигнеев, Козаков, Басилашвили.

После окончания школы-студии по распределению Татьяна Доронина попала в Волгоградский областной театр. "У меня хватило сил “потом” да и “тогда”, — пишет Доронина в "Дневнике актрисы", — сделать вид, что я ничего не знаю, ничего не понимаю. Но остался счет в сердце и боль от несправедливости и остался рассказ Вершилова о том, “как это делается”. “Это” — под названием “не пущать во МХАТ”".

Потом был Ленинград. Три года в Театре имени Ленинского комсомола, где Доронина наконец получила главное — возможность играть. Она играла по 3—4 премьеры в год.

Затем — счастливейшая пора, работа в Большом драматическом театре, которым руководил гениальный Георгий Александрович Товстоногов — режиссер, способствовавший формированию ее неповторимого стиля. Об этом времени Татьяна Васильевна вспоминает с особым чувством.

Ленинградский период, безусловно, стал значительной вехой в творчестве Татьяны Дорониной. Роли Женьки Шульженко из володинской "Фабричной девчонки" и Оксаны ("Город на заре") были отмечены премией на смотре драматических театров. В историю театрального искусства прочно вошли созданные ею образы: Лушки ("Поднятая целина" М. А. Шолохова), Софьи ("Горе от ума" А. С. Грибоедова), Нади ("Старшая сестра") — явления необычайные по своему новаторскому, художественному значению. "Так еще никто не играл!", — словно сговорившись, писали ведущие критики Советского Союза. Единодушно, с восхищением была принята зрителями и критикой Надежда Монахова Дорониной в пьесе "Варвары" А. М. Горького. Заговорили о яркой индивидуальности актрисы. "Я видел много исполнительниц роли Надежды, но я не припомню такой подлинной и страстной веры в предлагаемые обстоятельства"; "Монахова Дорониной для всех — вожделенная и никому не доступная, она сводила мужчин с ума. Женщины стыдились ее, завидовали ей и боялись ее", — писали театральные издания. Именно с этой роли начался "золотой век" Дорониной, знаменуемый веховым открытием для актрисы любимого образа — Настасьи Филипповны в "Идиоте" Ф. М. Достоевского.

Победное шествие одного из лучших театров мира — БДТ и судьба таланта актрисы каким-то чудесным образом дополняли друг друга, созидая. "Иркутская история" А. Арбузова (Валя), "Три сестры" А. П. Чехова (Маша) и сложнейший из образов — Маша Прозорова ("Римская комедия" Лолия). Доронина под влиянием живого академизма Товстоноговского БДТ нашла свой стиль — не приукрашенный, а многокрасочный, естественный, свой особый поэтический язык, позволяющий ей "переводить" быт на уровень театральной образности, высокой исполнительской культуры. Уход Дорониной из БДТ после 6 блистательных сезонов, сделавших ее знаменитой по всей стране, Дорониной, о которой уже в 30 лет говорили как о гениальной актрисе, самородке, чудом рожденном в простой, далекой от театра семье, до сих пор кажется в высшей степени нонсенсом, волей судьбы.

В 1966 году Татьяна Доронина приглашена во МХАТ. Здесь ею были созданы образы Грушеньки в "Братьях Карамазовых", Насти в "На дне", Дульсинеи Тобосской, однако короткий период работы во МХАТе Татьяне Дорониной радости не принес.

Следующим блестящим этапом стал Театр имени Вл. Маяковского, где талант актрисы раскрылся в серии великолепных ролей, давших жизнь целому ряду спектаклей. Доронина органично вошла в стилистику спектаклей Гончарова, сочетавших остроту пластической формы с основами реалистического театра. Она превосходно исполнила роли Марии и Елизаветы в пьесе Р. Болта "Да здравствует королева, Виват!". Играла она эти роли с упоением. На протяжении 3 сценических действий Мария, королева Шотландии, и Елизавета, английская королева, не встречались на сцене. Всего несколько секунд требовалось актрисе, чтобы перевоплотиться в образ — полную противоположность первому. Каждая из них устами Дорониной отстаивала свою правду, свою истину. Блистательной стала роль Альдонсы в "Человеке из Ламанчи" Д. Вассермана и Д. Дэриона. Открытием представляется и работа актрисы в "Чайке" А. П. Чехова в роли Аркадиной. На сцене Театра имени Вл. Маяковского Татьяна Доронина также блестяще исполнила роли в спектаклях "Кошка на раскаленной крыше" Т. Уильямса, "Беседы с Сократом" Э. Радзинского, "Аристократы" Н. Погодина, "Она в отсутствии любви и смерти" Э. Радзинского.

Были спектакли и в других столичных театрах: "Приятная женщина с цветком и окнами на север" Э. Радзинского в Театре эстрады, "Спортивные сцены 81 года" в Театре имени М. Ермоловой, "Живи и помни" В. Распутина в театре "Сфера". Особенно дороги были сердцу актрисы чтецкие вечера в Концертном зале имени Чайковского "Россия моя, Россия.", в основе которых лежала поэзия С. Есенина и М. Цветаевой. В 1983 году Татьяна Доронина возвращается во МХАТ имени М. Горького, ее вводят в спектакль "На всякого мудреца довольно простоты" А. Островского.

Яркий природный талант актрисы получил признание поистине всенародное. Те, кому ни разу не посчастливилось увидеть Доронину на сцене, знают и любят ее по работам в кино. Это Надя в "Старшей сестре" (1965), Нюра в "Трех тополях на Плющихе" (1968), Наташа в "Еще раз про любовь" (1968), Шура в "Мачехе" (1973). Такие разные и такие незабываемые!

От характерно-социальной типажности к лиро-эпическому стилю в БДТ, от реалистической пластической игры в Театре имени Маяковского к трагическому гротеску последних ролей, как бы соединившему главные особенности предшествующих этапов, — такова эволюция таланта Дорониной. Так постепенно актриса создала исключительно выразительный, неповторимый по искренности и правдивости образ лирической героини, черты которой несла через исполняемые ею роли в театре и кино.

Наступил самый сложный, переломный период в жизни МХАТа и актрисы — 1987 год. Этот год потребовал от нее мужества, напряжения воли, потому что угроза гибели нависла над великим русским театром. "Следовать традициям того великого МХАТа, который был и долгое время оставался лучшим драматическим театром страны" — это та задача, которую Доронина поставила перед собой и коллективом, когда МХАТ был разодран на 2 части. Та часть творческого коллектива, которая оказалась не востребована О. Н. Ефремовым и изгнана, на общем собрании избрала своим художественным руководителем Татьяну Доронину и единогласно определила, что менять название театра было бы кощунственно. Во главе второго коллектива — МХАТа имени Чехова остался Олег Ефремов.

Самым сложным и принципиально важным в определении направления театра под руководством Т. В. Дорониной стала задача формирования репертуара. В первый год Дорониной были восстановлены старые мхатовские спектакли К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко "На дне" и "Три сестры". Данью русскому гению Михаилу Афанасьевичу Булгакову стали замечательные постановки МХАТа имени Горького. Талантливый человек талантлив во всем, и неповторимая легкость мастерства дебютной режиссерской работы "Зойкина квартира" выточила еще одну грань на алмазе с именем Татьяна Доронина. Следом были поставлены спектакли "Белая гвардия" и "Полоумный Журден". Театр смело смотрел в лицо отечественной классике, восхищался, дерзал, стремился. "Доходное место", "Лес", "Без вины виноватые" А. Н. Островского, "Униженные и оскорбленные", "Без вины виноватые" Ф. М. Достоевского. К 50-летию Великой Победы Татьяна Доронина поставила спектакль "Теркин жив и будет", в основу которого легла поэма А. Твардовского. К 100-летию своего любимого поэта Сергея Есенина Татьяна Доронина осуществила постановку пьесы "Версия “Англетер”" А. Яковлева.

Одновременно Татьяна Доронина много работает и как ведущая актриса труппы. За последние годы во МХАТе имени М. Горького ею созданы образы, которые, несомненно, войдут в сокровищницу русского искусства. Это — Гурмыжская в пьесе А. Н. Островского "Лес", Раневская в спектакле А. П. Чехова "Вишневый сад", Она в "Старой актрисе на роль жены Достоевского" Э. Радзинского, Софья в "Зыковых" М. Горького, Зоя Пельц в пьесе М. А. Булгакова "Зойкина квартира", леди Макбет в пьесе великого Шекспира, Кручинина в "Без вины виноватых" А. Н. Островского, мадам Александра в пьесе Ануя. Победной стала роль Вассы Железновой в пьесе Максима Горького — новое прочтение образа, невероятная амплитуда динамики внутреннего мира горьковской героини, высочайший уровень мастерства.

Татьяна Васильевна Доронина привлекает к работе в театре разных режиссеров. Среди них: Р. Виктюк, А. Борисов, Б. Морозов, А. Сазонтов, М. Абрамов, Б. Покровский, В. Усков, В. Белякович.

"Доронина выстояла и победила в борьбе, — писали газеты, — ее позиции в искусстве — неразрывность эстетики и духовности. Это и отличает истинно русский театр." "Татьяна Доронина — талантливейшая и мужественная женщина — посылает многим россиянам мужского пола добрый пример и упрек тем, кто считается мужчиной, ведет себя, как девица, особенно когда это касается интересов России, интересов простых людей". "Не продавшейся, не изменившей, не посрамившей своей чести и чести театра" назвал Татьяну Доронину Валентин Распутин.

За самобытностью Дорониной — истинная народность. Не та раскрашенная, стилизованная, принаряженная, а настоящая, стихийная, та, что проявляется в необъятности души, в стремлении к правде. Татьяна Доронина — народная артистка не по регалиям, а по сути, в первозданности. Она получила народность от своего доброго, талантливого народа, от его смеющихся или заплаканных глаз. В творчестве великой актрисы излома тысячелетий нашли выражение лучшие качества, свойственные русскому человеку: одаренность, душевность, смелость, чувство собственного достоинства, всеобъемлющая беззаветная любовь к людям, чистая спасительная православная вера.

Т. В. Доронина — народная артистка СССР (1981), трижды лауреат титула "Лучшая актриса года". На Международном кинофестивале в Тегеране в 1973 году Татьяна Васильевна удостоена приза за лучшее исполнение женской роли в фильме "Мачеха". Награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" III и IV степени.

В 1998 году в серии "Мой двадцатый век" издательства "Вагриус" вышла книга Т. В. Дорониной "Биографический дневник актрисы".

Живет и работает в Москве.